ДЕТСКИЙ САД № 67

  ОЛНЕЧНЫЙ"


г. Краматорск
Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
страничка заведующей [29]
из опыта работы инструктора по физ. воспитанию Гонты Л.В. [4]
спортивный зал
страничка методиста [7]
методическое сопровождение
из опыта работы пед. коллектива ДНЗ [17]
конспекты занятий
страничка музыкальных руководителей [5]
сценарии праздников
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » страничка заведующей

модели создания новых сказочных историй

МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ СКАЗОЧНЫХ ИСТОРИЙ

 

«СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА»

Ребенка просят распутать клубок из сказок

( Жили –были дед и баба . и вырастили они репку. Ели они репку, ели. Надоело репке она взяла и покатилась. Катится она катится , а на встречу ей избушку на курьих ножках…)

Придумать продолжение сказки-путаницы.

 

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

В-ль называет наугад 2 предмета и дети сочиняют предложение с этими предметами. Затем следующий ребенок называет любое слово и придумывают продолжение сказки.

 

КАРТЫ ПРОППА

Изготовляются игральные карты, на каждой из которых значилось краткое название соответствующей функции, и был изображен рисунок –условный или карикатурный(

  • отлучка кого-то из членов семьи
  • запрет обращены к героям сказки
  • нарушение запрета
  • следствие нарушения запрета-беда.
  • Оповещение героя о случившейся беде
  • Герой покидает дом
  • Встреча с дарителем волшебного средства
  • Даритель выведывает о намерениях героя
  • Даритель угощает героя
  • Получение волшебного средства
  • Путешествие в тридевятое царство
  • Борьба со змием или другим обитателем тридесятого царства
  • Победа над чудищем
  • Путешествие по тридесятому царству
  • Возвращение героя
  • Лжегерой похищают у героя предмет его поиска
  • Ложный герой предъявляет необоснованные требования
  • Герою и лжегерою предлагают решить трудные задачи
  • Герой решает задачи
  • Героя узнают
  • Герой вступает в брак
  • Воцарение героя

Правила игры могут быть самыми разнообразными: то ли сочинять сказку на основе функций, выстроенных по  порядку ,перетасовать колоду и из наугад вытащенных функций построить фабулу будущего рассказа и т.д. Такую колоду карт может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций, в конце концов, без иллюстраций можно и обойтись. По принципу пропповских карт можно придумать и другие игры. Например, вместо функций на карты наклеить разнообразные картинки" вырезанные из журналов. Прочтение этих картинок будет всегда иным, так как каждая карта может быть связана с другой только путем вольных ассоциаций и при усиленной работе фантазии.
   
              СКАЗКА КАК ИГРА.
   Одной из игр, развивающих воображение и фантазию, по предложению Д. Родари, может быть "Перевирание сказки". Для того, чтобы образовался процесс Перевирания, необходимо в сказку ввести новое действующее лицо или элемент. Например, "перевирая" сказку "Красная шапочка", необходимо выделить ключевые слова, вокруг которых строится сюжет, и добавить к ним постороннее чужеродное сказке слово. Скажем, для сказки "Красная шапочка" ключевыми словами могут быть: "девочка", "бабушка", "лес", "волк", "пирожок" плюс постороннее слово - "вертолет" или "лошадь".
   Постороннее слово заставляет детей придумывать новые сюжетные хода, вызывает взрыв фантазии. Другой вариант игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
   Зеркальное отражение: то, что было справа, становится слева, то, что было хорошим, становится плохим, и наоборот. Например, как Золушка, дрянная девчонка, выжила из дому покладистую мачеху и отбила у своих смирных сводных сестер жениха...


         Салат из сказок.

Словесный метод, позволяющий объединять, перемещать разные сказки, создавая новое развитие сюжета, варианты и переплетение ситуаций из разных сказок, не забывая о главных изначальных героях.

 Золушка выходит замуж за Синюю Бороду, Кот в сапогах поступает на службу к людоеду и т.д. Старые образы и герои в этом случае вступают в новые взаимоотношения и оживают по-новому,
У НАСА в доме есть толстая книга со сказками. И однажды страницы в этой книге перепутались. И герои отправились путешествовать по страницам других сказок ( Иван-Царевич отправляется на поиски своей стрелы , и попадает в царство Кощея, а дорогу ему показал Колобок)

 

сказка-калька

 это сочинение сказки-сценария. Создание сценариев может идти разными путями, Скажем, так: берется популярная сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: Золушка живет с мачехой и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице, Золушка тоже попадает на бал и т.д. По этой схеме сочиняется новая сказка с новыми действующими лицами, новыми ходами и новыми отношениями.

 

СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ»

( МАЛьЧИК –С – ПАЛЬЧИК  не убегает от людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не 7 гномов, а 7 великанов)

 

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Начало сказки придумывает педагог. Дети придумывая продолжение сказки, придумывают новых персонажей, представляют , как они будут действовать, какие события произойдут дальше, чем закончится сказка.


ВОЛШЕБНАЯ КАРТОТЕКА

В КРАСИВО ОФОРМЛЕННЫХ ВОЛШЕБНЫХ КОРОБОЧКАХ СОБРАНА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА:

1. Куда ( парк, лес, река, море, город, Африка, Северный полюс, тридевятое царство, сказочная планета и т.д.)

2. На чем( машина, лодка,ковер-самолет, зонтик, летающая тарелка)

3. К кому ( крокодил Гена, Чебурашка, инопланетяне, Василиса Прекрасная, морской царь)

4. Какие волшебные вещи помогают( скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка)

5. Что может произойти во время путешествия ( разразилась буря, сломался корабль, встретился кто-то в пути)

6. Финал путешествия ( концерт, цирковое представление, дискотека)

При подготовке к игре, используя картинки из волшебных коробочек ,дети составляют план сказки или творческой игры.

 

 

 

 

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Метод развития творческого мышления и воображения у детей, позволяющий с помощью опорной таблицы усовершенствовать, изобретать новых героев, новые предметы в знакомой сказке, и на их основе придумывать новые сказки.Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, кот. Мы хотели бы придумать.А для этого мы соединяем в одном предмете характеристики других.

(придумаем меч-кладенец)

материал

Форма предмета

зигзагообразная

овальная

цилиндрическая

стекло

 

 

 

огонь

 

 

 

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Метод позволяющий глубже понять , лучше запомнить содержание сказки Может быть :

- модель цветная

-модель по размеру

- модель по форме

- модель-рисунок

Этапы обучения детей моделированию

1. Усвоить принцип замещения( научиться обозначать персонажи и предметы заместителями).

2.Овладеть двигательным моделированием ( научиться через перемещение заместителей передавать события сказки)

3. Предметное наглядное моделирование ( передача отдельных эпизодов сказки через расположение заместителей).

 

Такие символические изображения не отвлекают внимание ребенка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования, помогают ребенку лучше понять сказку, пересказать..

Модель как бы организовывает и направляет фантазию детей, помогая им создавать сюжетные произведения.

 

 

 БИНОМ ФАНТАЗИИ.
Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (Или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку (или придумайте сами) историю с этими словами. Конечно, не каждое сочетание бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются...
"Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы..."

Необходимо придерживаться правила: за основу берутся 2 предмета, которые трудно объединить в одном сказочном сюжете

( слон и ручка- однажды слон решил написать письмо своему дугу, но у него не было ручки, и тогда…) 


ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ.

Пародия на знакомую сказку.
"Народные сказки и их обработка - неисчерпаемый кладезь тем. Но почти всегда надо вводить комический персонаж - это всегда очень продуктивно."
(КРАСНАЯ ШАПОЧКА НА ВЕРТОЛЕТЕ. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, "вертолет". Эта игра - разновидность "фантастического бинома": Красная Шапочка - вертолет.)

 

СКАЗКИ НАИЗНАНКУ.

 Красная Шапочка злая, а волк добрый....привычные образы героев формируют стереотипы, а мы попытаемся от н их избавиться. Сказка берется старая, да герои наделяются новыми качествами

( Красная Шапочка-злая, а волк-добрый

Колобок – хитрый, а лиса-доверчивая; Золушка-ленивая, а мачеха-добрая)


            ВЫЛОЖИМ КАРТЫ НА СТОЛ.

Эту игру придумал Франко Пассаторе. Она состоит в том, чтобы коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ. Для игры заготавливаются, например, 50 карточек с наклеенными на них разнообразными картинками, вырезанными из газет и журналов. Руководитель, сидя в окружении детей, предлагает кому-нибудь вынуть из стопки, не глядя, одну карточку. Первый участник игры начинает свой рассказ по карточке, по-своему описывая картинку, остальные внимательно слушают, готовясь продолжить этот рассказ уже по своей карточке. Сосед, которому достанется продолжить рассказ, раскрывая смысл следующей карточки, должен связать свою часть с предыдущей и проиллюстрировать дальнейший ход повествования рисунком. На последнего рассказчика возлагается задача придумать конец.


РЕБЕНОК КАК ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО.

 Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.


 «Придумай историю».

 Для игры Вам понадобятся несколько предметов, которые Вы легко можете обнаружить у себя в сумочке, или в кармане. Пусть, например, это будут носовой платок, расческа, монетка, ключ, зеркало, пустая коробка от спичек, шариковая ручка… Или что-то другое, что вы носите с собой (естественно, то, что можно давать в руки ребенку).

 

Начните придумывать историю сами, с использованием данных предметов. Например: «Однажды на цветочной поляне (расстелите носовой платок) встретились змея (расческа) и колобок (монетка). И вдруг, на берегу озера (зеркало) они увидели большущий камень (коробка спичек), за который зацепился воздушный шарик (ключ). Шарик рвался в небо, но его не пускал камень…».

Предложите малышу закончить историю, используя остальные предметы.

 

Нужно помнить, что ребенку 3-4 лет лучше не давать более 3-4 предметов, т.к. ему сложно будет связать их в одну историю. В такую игру можно играть и по-другому: Вы начинаете, и кладете один предмет, ребенок продолжает, и кладет другой, и так далее. Естественно, чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно увеличивать количество предметов. А со временем можно попробовать сочинить вместе с ребенком сказку, записать ее, и читать своим друзьям и близким, что будет очень стимулировать творческие порывы Вашего малыша.

  

  «Придумай жизнь».

 Опять же, играть можно когда угодно и где угодно. Для игры понадобятся лишь люди. То есть, их лица. Не пугайтесь! Объясняю популярно: Вы, например, идете по улице, и встречаете человека: мужчину, женщину, бабушку, дедушку, мальчика, девочку… не важно. Предложите малышу придумать, как этого человека зовут, есть ли у него семья,  где он работает, чем любит заниматься, – в общем, придумать человеку жизнь.

 

Конечно, совсем не обязательно для этого идти за человеком по пятам. Достаточно просто взглянуть в его лицо. Или предложить малышу самому выбрать, про кого он хочет рассказать. Это может быть и животное, и птичка, и рыбка… Играть в эту игру можно и дома. Тогда Вам понадобятся обыкновенные фотографии незнакомых ребенку людей. Наверное, в Вашем семейном альбоме с фотографиями найдется фото человека, которого не знает Ваш ребенок. Или можно взять обыкновенный журнал, или газету – там-то Вы уж точно найдете массу фотографий.

 

Решение противоречий в сказке

Научить видеть, понимать и решать противоречия- это значит научить детей думать и придумывать , а значит оригинально творить решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы. Находить и решать такие вопросы нужно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми.. очень важно хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложных ситуаций

"Кот в одном сапоге"

Кот из сказки "Кот в сапогах" потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

А если бы людоед не захотел бы или не смог бы превратиться в мышку, что бы тогда делал бы кот?

"Маша и медведь"

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

"Помоги Золушке"

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

"Подготовка к празднику"

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздем программы" должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

"Красная Шапочка"

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

"Молочные проблемы кота Матроскина"

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

"Корзинки для козлят"

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

"Чудный лесник"

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

"Варенье для Карлсона"

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

«Золотой ключик для Буратино»

Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тартиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

Категория: страничка заведующей | Добавил: заведующая (23.06.2010)
Просмотров: 4191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz